Подросток и виртуальный мир
Игровая зависимость — это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется в виде патологического влечения к азартным играм (казино, игровые автоматы, онлайн – игры, букмекерские конторы «ставки на спорт», компьютерные игры).
В мире известны летальные случаи (в основном среди несовершеннолетних) после многочасовых или многосуточных игр. Виртуальный мир настолько сильно захватывает человека, что он уже не хочет общаться с близкими и друзьями, боится вербального общения, ему гораздо легче это делать на расстоянии. Компьютерные игры сильно воздействуют на психику человека.
Почему так хочется играть?
В игре ребенок сталкивается с гораздо более ярким, привлекательным и беспроблемным миром по сравнению с тем, который он видит вокруг. Именно эти качества виртуальной реальности опасны для детей. В 11-13 лет они еще изучают мир, системы ценностей и мотиваций у них пока только формируются. Трудности, которые испытывает в реальной жизни ребенок такого возраста, помогают этим системам нормально сформироваться. Победа в игре - легкий и безопасный способ получения сильного удовольствия, почти эйфории.
Мнение
Согласно определению известного российского аддиктолога, психиатра Цезаря Короленко, зависимое поведение выражается «в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых вещей или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций». Неудовлетворяющая реальность – это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как внешняя среда воспринимается, осознается как основная причина дискомфорта внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Борьба с зависимостью подростка от игры
Как понять, что наступила зависимость, что должно насторожить родителей в поведении ребенка?
- Игра начинает затрагивать другие сферы жизни.
- Я хочу постоянно играть.
- Признаки «абстиненции».
Например, ребенок стал хуже учиться, отказался от прежде любимого занятия, секции, кружка, стал болеть, чтобы больше времени проводить дома за компьютером или с планшетом.
Появилось непреодолимое желание играть, и ребенок не может с этим справиться, несмотря на угрозу наказания.
Если ребенок не поиграл в игру один, два дня – появляются капризы, сильная раздражительность, ощущение пустоты и бесполезности жизни, подавленность и безразличие. Эти симптомы проходят при возвращении к игре.
Не нужно доводить процесс увлечения игрой до крайности. Обращайте внимание на любое изменение поведения подростка. Не может остановиться, играет в каждый удобный и неудобный момент (на уроке, в кино, на улице), отказывается от привычных ранее способов времяпрепровождения - необходимо принимать меры.
Поговорите с ребенком о своих переживаниях, помогите осознать проблему. Только совместно вы сможете преодолеть проблему.
Попытайтесь понять, что предшествовало игромании. Может, ребенок в классе изгой? Или он переживал недостаток внимания, поддержки со стороны близких людей? Как только Вы поймете, что за мотив побудил ребенка к зависимости, постарайтесь найти решение его проблемы. Возможно, его стоит записать на занятия боевыми искусствами (страх и неуверенность в себе), а недостаток внимания решить регулярными совместными походами, интересным времяпрепровождением.
Обратитесь к специалисту. Если Вы не заметили игромании, значит, Вы и сами живете в стрессе, страдаете от нерешенных психологических проблем.
Поддерживайте контакт с ребенком, желательны доверительные отношения. Регулярно разговаривайте, ходите в кино, вместе проводите время на каникулах. Без тотального контроля. Просто будьте рядом.